Мы часто говорим об «эпидемии насилия».
И когда мы говорим это, то автоматически объявляем себя жертвами рукотворной стихии, сделать с которой ничего нельзя.
И в самом деле нельзя - раз мы сами записали себя в жертвы, в существа подавленные, униженные, подчиненные.
Но тогда признаемся: мы больны не насилием. Мы больны страхом.
Наш страх - пища для огромной армии паразитов: от хама-продавца до хама
из коридоров власти. А между ними - обкуренные подростки, хулиганы,
бандиты, милиционеры, уличные девки, врачи с грязными инструментами,
мелкая чиновная тварь, бомжи и дура из соседней сберкассы - нет числа
мрази, которая кормится нашим страхом.
Вытеснить страх - значит лишить паразитов корма и уничтожить их. Как?
Публикуемая статья-далеко не ответ. Это приглашение к общему
размышлению. Вниманию увлекающихся натур - не пропустите два
ограничивающих момента. Первый: «до какого предела дойти», где грань
между страхом губительным и страхом, данным человеку во спасение.
Второй: твердое знание заповедей безопасного поведения необходимо в
любом случае, поскольку переходит в новое качество - имидж уверенности.
Русская пословица гласит: «Не тот пропал, кто в беду попал, а
тот пропал, кто духом упал». Похожие изречения нетрудно обнаружить
среди пословиц любого народа, в собраниях трудов почти каждого
философа, полководца или государственного деятеля.
Разумеется, присутствие духа значительно
увеличивает шансы на спасение человека в любой
экстремальной ситуации - во время катастроф,
стихийных бедствий, войн. Природное это качество
или его можно воспитать?
Попытаемся разобраться в том, что же значит
«присутствие духа» в самом мирском, с маленькой
буквы, смысле этого слова. На память прежде
всего приходят три примера, связанные с
поведением людей в критических ситуациях, один
пятидесяти-, другой пятисотлетней давности, третий
- совсем недавний.
Настоящим кошмаром во время боевых действий
на Тихом океане в годы Второй мировой войны для
американских летчиков и моряков стали акулы.
Пережить воздушный бой или торпедную атаку
было, по словам ветеранов, гораздо легче, чем
качаться в шлюпке или на плотике под палящим
тропическим солнцем и гадать, кто появится раньше,
спасательное судно или черный плавник.
Педантичные янки собрали громадный объем данных
по случаям нападения акул на одиночных людей и
группы моряков, уцелевших после потопления их
судов, потратили значительные средства на поиск
всевозможных средств борьбы с морскими
разбойницами. Испытывались химические
вещества, предположительно годные для
отпугивания акул, различные виды оружия, но самое
главное - вырабатывались рекомендации по
поведению людей, подвергающихся опасности.
После того как выяснилась практически полная
неэффективность всех химикалий, а также
способность, например, большой белой акулы
без видимого неудовольствия переносить
попадания в голову пуль полной обоймы
армейского кольта калибра 11.43 мм, основное
внимание сосредоточили на выяснении ключевого
вопроса: что же привлекает акулу к потенциальной
жертве?
Ученые пришли к парадоксальному выводу:
основной приманкой вечно голодной хищницы
является не запах крови и тем более не внешний
вид непривычных для океанской пустыни предметов
- спасательных плотиков или болтающихся в
надувных жилетах двуногих. Оставалось
предположить, что существует некая «эманация
страха», выделяемая людьми. Физический носитель
этой эманации - гипотетическое вещество, которое
вырабатывает организм запаниковавшего человека,
- так и не был установлен, но справедливость
заключения американцев позже подтверждалась
аквалангистами команды Кусто, достаточно
бесцеремонно обращавшимися с «белыми
убийцами», и работами специалистов, изучавших
многовековой опыт традиционных культур
ныряльщиков за жемчугом.
А вот какая история произошла несколько лет
назад с одним одесским моряком. В Индийском
океане парень ночью вышел покурить на корму и
свалился за борт. Судно шло своим курсом, не
подозревая о потере. Моряк поплыл вслед за
судном. Очень скоро он заметил вокруг себя
плавники акул. Их было много, они ходили кругами
вокруг советского моряка. После в газете «Известия»
была опубликована статья, которая называлась
«Девять часов в кольце акул»...
Действительно, девять часов продолжал парень
свой марафон. К утру экипаж обнаружил отсутствие
моряка,- судно повернуло назад, на его поиски.
Невероятно, но его нашли и спасли!
Журналистов интересовало, как он чувствовал
себя в окружении акул.
- А чего их бояться? Одна подплывает близко, а
я кричу: «Сейчас, падла, как дам в харю!» Она - раз,
назад. Другая ближе подходит, я ору: «Я вас бл...ей,
сам сожру всех до одной!». Вот так и плыли. Я как
только начинаю дремать, они ближе подходят. А как
пошлю их на... - они назад, боятся, суки».
Вот такая история. Парень был простой, без
комплексов. Сквозила в нем некая удаль,
наплевательство на всех и на все.
Наши ученые сделали вывод, схожий с выводом
американцев: «Смелого человека боятся все - и
люди, и звери. Особенно звери. Видимо, в
организме отважного человека вырабатываются
какие-то особые вещества, и животные чувствуют
этот запах и боятся его. Акулы ходили кругами
вокруг своего «ужина», но ужин отпугивал их...
Бытующие сейчас представления об энерго-
информационном обмене позволяют связать эти
примеры со случаем, вошедшим в число легенд о
мастерах японских Будо. Холодной осенней ночью
хромоногий воин пытался одолеть один из
поросших густым лесом перевалов горной области
Кай - домена князя Такэда. Это был будущий
главный советник князя и его лучший полководец
Ямамото Канноцукэ. В чащобе самурая ожидала
встреча со стаей голодных волков. Первым
побуждением мастера клинка было намерение
перерубить подбиравшихся поближе серых
хищников. Однако воспитанное с детских лет
глубокое уважение к мечу - святыне для
средневекового члена японской воинской касты
- заставило Канноцукэ выпустить рукоять.
Оскорбить клинок кровью животного самурай не
захотел, однако выбираться из смертельно
опасного положения было необходимо.
На помощь воину пришло Киай - искусство
управления внутренней энергией, секретная
техника, культивируемая в японских школах
традиционного Будо. Зажав большие пальцы рук в
ладони методом «крепкого сжатия», Канноцукэ
расправил плечи, распрямился и захромал
навстречу волкам. Завороженные образом
проявленной мощи, изливаемым вовне потоком
энергии, звери присели на хвосты и не осмелились
атаковать необычного человека.
Как и любое искусство, имеющее целью раскрыть
внутренний потенциал человека, Киай-до опирается
на несколько простых аксиом. Вот они: Человек
обладает неким количеством вселенской энергии
ки (японское прочтение китайского термина «ци»),
и стоит как полноправный участник в цепи
энергообмена Небо - Человек - Земля. Каждое
физическое действие человека, каждое душевное
движение или мысль пронизаны ки. Концентрируя
и распределяя ки, осознанно используя его в любом
виде деятельности, человек способен существенно
улучшить достигаемые результаты. Естественно,
что самым важным для самураев было боевое
применение ки - и как средства поражения, и как
средства реанимации раненых и контуженных. Стоит
спутать или прервать поток своего ки при
выполнении удара или блока, инициатива перейдет
к противнику. Стоит вложить в пущенную стрелу
силу всей полноты своего бытия - она пронижет и
двойной доспех, и каменную скалу.
Любого самурая готовили к управлению своим
и чужим ки. Строго говоря, название искусства
Киай-до значит «Путь единения ки», возможно -
своего ки и энергии противника. Разумеется,
такое объединение в японском смысле слова и
означает контроль, управление,
владение.Развитое ки было залогом неуязвимости
в бою, выносливости в походе, стойкости
организма во время эпидемий.
Похожие школы существовали и существуют не
только в Японии. И единственным, пожалуй,
отличием Киай-до и схожего с ним по идеологии,
но гораздо более популярного современного
воинского искусства Айки-до от других
эзотерических систем Востока и Запада состоит в
том, что японцы говорят не о накоплении внутренней
энергии, а о постоянном изливании своего ки
вовне.
Современному человеку стоит обратить
внимание на следующие аксиомы Киай-до: страх
спутывает ваше ки, а проникновение внешнего
потока подчиняет вас чужой воле. Используя этот
традиционный восточный понятийный аппарат,
легко объяснить, что же происходит с человеком,
попавшим в экстремальную ситуацию.
Онемение, пересохшее горло, «ватные» руки и
ноги, вросшие в землю, пустота в голове - состояние
паники, охватившее все существо находящегося а
опасности человека, - типичные симптомы
«спутанного» ки. Таким образом, состояние духа
напрямую влияет на способность адекватно
реагировать на угрозу - отбиваться, бежать или
хотя бы по делу ответить подошедшему к вам в
темном переулке гражданину.
Второй аспект проблемы - влияние присутствия
духа на излучение вовне своего или втягивание в
себя внешнего потока. Утратив самообладание,
человек неизбежно подчиняется чужой воле,
открывается внешнему ки. В образовавшуюся
потенциальную яму рано или поздно внедряется
чужая сила, и возможность заполнить ею пустоту на
физическом уровне равноценна приглашению к
нападению.
Именно эту пустоту безошибочно чувствуютхищники - волки и акулы, а также
хищники мира людей - преступники.
Состояние пустоты, дефицит
жизненной силы и воли, по которому
бандиты выделяют жертву среди
уличной толпы, на языке современных
специалистов по выживанию в
условиях каменных джунглей
именуется виктимностью
Виктимология, то есть наука о
поведении жертвы, может пролить
свет на многие загадки, объяснить,
чем руководствуется уличный
грабитель или насильник во время
выбора жертвы.
Выдающийся американский
специалист в данной области
профессор Бетти Грейсон путем серии
исследований показала, что
преступнику требуется в среднем семь
секунд для визуальной оценки
потенциального объекта нападения -
его физической подготовки,
темперамента и тому подобного
Точно, хотя и бессознательно, преступник отмечает
все неуверенность взгляда, вялую осанку,
несмелость движений, психическую подавленность,
физические недостатки, утомление - словом все,
что сыграет ему на руку.
Чтобы выделить и классифицировать основные
личностные особенности потенциальной жертвы,
Грейсон засняла на видеопленку сотни пешехо-
дов, людей, принадлежащих к разным возраст-
ным и социальным группам Запись была
продемонстрирована заключенным, отбывающим
срок в различных тюрьмах США Предположения
исследователя подтвердились подавляющее
большинство осужденных, которые были опрошены
по отдельности, выбрали из массовки одних и тех
же людей, которые, по их мнению, могли бы стать
легкой добычей.
В результате математического анализа
выяснилось, что потенциальную жертву преступники
часто выделяют по некоторым отличительным
особенностям движений Это может быть их общая
несогласованность, неуклюжесть походки -
слишком размашистая или семенящая, которая
привлекает внимание на фоне единого людского
потока.
А доктор Джоуэл Кирх, спортивный психолог и
основатель Американского спортивного института,
вместе со своим сотрудником Джорджем Леонардо
подвели итог этой работы, определив две
обобщенные категории людей, так называемую
«группу риска» и тех, кому практически не грозит
опасность стать объектом нападения. Первых
условно можно назвать хлюпиками они плохо
физически организованы, расслаблены и несобраны
психически. Вторые уверены в себе, как говорится,
они смотрят и ступают твердо.
Тем людям, которые чувствуют себя
относящимися к группе риска, для начала
порекомендуем внимательно изучить себя походку,
жесты, мимику и заняться их коррекцией Внушить
себе уверенный стиль поведения и следовать ему
среди уличной толпы может любой Агрессор ищет
пассивную жертву Не нужно выглядеть таким -
идите спокойным шагом человека, знающего себе
цену и готового стоять на своем. Уверенно поднятая
голова, прямой спокойный взгляд позволят вам
создать некий психологический щит, отбивающий
первые, прощупывающие попытки зачислить вас в
потенциальные жертвы.
Но быть и казаться совсем не одно и то же.
Можно выглядеть донельзя крутым, завести
соответствующий гардероб, выражение лица,
цветные наколки и машину "для мужчин, не
привыкших чувствовать себя вторыми», но любая
собака, тем более профессиональные душеведы
- преступники - моментально поймут, что кроме
понта у этого человека ничего нет Бандитов не
зря назыают волками - межличностные отношения
в их среде очень похожи на динамичный, постоянно
возобновляемый баланс сил в стае серых
хищников Ситуация, в которой одно слово или
поступок могут кардинально изменить ранг
человека в сложной, но понятной для всех членов
сообщества иерархии, заставляет их с особым
вниманием относиться не только к собственным
действиям, но и к малейшим оттенкам душевных
движений других В результате даже не самые
выдающиеся люди этой субкультуры моментально
различают фальш, двоемыслие.
Внутренняя сила и органично связанное с ней
ощущение неуязвимости, безопасности есть то,
что имитировать невозможно Поэтому человеку,
не желающему попасть из трудного положения в
труднейшее, следует прежде всего четко
представить - до какого предела он сможет дойти,
отстаивая принятый образ.
Понять, чем вы на самом деле располагаете, -
значит сделать первый шаг к новой силе и новым
возможностям Аура безопасности станет реальной
защитой лишь тогда, когда вы сможете ее сохранять
и за пределами салона бронированного автомобиля
|