Физическая, техническая и психологическая подготовки должны взаимопересекаться,
компенсируя при необходимости недоработки друг друга. Чтобы пояснить свою
мысль, приведу пример:
отжимание на кулаках
1. Физическая часть — специальное физическое упражнение для укрепления
плечевого пояса и ударной поверхности кулака.
2. Техническая часть — упражнение, имитирующее прямой удар рукой.
Обратить внимание на положение локтей (прижатые), правильный (примерно 45°)
разворот кулака, прямая спина, жёсткое ударное дыхание.
3. Психологическая часть — упражнение, развивающее выносливость,
традиционно выполняется максимальное количество + еще один раз, несет элемент
преодоления, который обучаемый в состоянии оценить субъективно.
Психологическая подготовка в состоянии компенсировать недостатки
индивидуальной техники и физической готовности. Дело в том, что, опираясь на
последние исследования, можно с уверенностью сказать, что максимальные энергозатраты
у человека связаны с интеллектуальной, а не с мышечной деятельностью. Это
наводит на мысль о перераспределении энергии путем психологического тренинга.
Многие специалисты в прикладных — боевых дисциплинах подтверждают особую
трудность нейтрализации наркоманов, алкоголиков и душевнобольных минимум по
трем причинам:
1. Нечувствительность (этих целей) к боли.
2. Удивительные всплески физической силы.
3. Неудержимое стремление к выбранной цели.
Эти наблюдения предполагают, что при искусственном или болезненном
ограничении ментальной деятельности человек приобретает, хотя и импульсивно,
уникальные физические качества, совершенно не соизмеримые с его субъективными
физическими характеристиками.
Цель всей психологической подготовки — это умение управлять своим
психическим состоянием, способность акцентировать тактические цели путем
выделения главного из общего, делая это рефлекторно.
На Востоке первый и главный девиз для воина: «Опустоши себя».
Говоря современным языком, боец не должен думать во время схватки,
оставив свой разум пустым. Только в этом случае энергия, не потраченная на
интеллектуальные процессы, может быть перераспределена на физический уровень,
а отсутствующее сознание не будет иметь возможности субъективно ошибаться,
оставляя воину органы чувств, объективное восприятие и неосознанное
реагирование.
Схематично психологическая сторона тренинга выглядит так:
— осмысление полученного задания;
— идеомоторное моделирование движения;
— физическое воспроизведение;
— многократное повторение;
— постановка тех. действия с учётом тактических вводных;
— тех. действия по команде либо как реакция на типичный раздражитель.
Психическая деятельность опытного бойца сводится к опознанию типичных
раздражителей и типичной реакции на них без эмоциональной окраски действия.
Такое состояние называется «не присутствие», боец ментально отсутствует в
процессе борьбы, в ней участвует лишь его комплекс раздражители — реакция. Это
позволяет объективно воспринимать обстановку, не анализируя ее, а лишь типично
реагируя на ее изменения. Подобное состояние достигается лишь продолжительным
тренингом и совершенно невозможно без реального прикладного опыта.
Боевой опыт является главной и завершающей стадией психологического
тренинга. На начальных этапах формирования бойца подобный эффект невозможен.
Для повышения боевых качеств следует использовать внутренние раздражители,
отключающие сознательную деятельность. Дело в том, что в сознании человека
доминирующую роль играет инстинкт самосохранения, это безусловный инстинкт,
заложенный изначально, а не приобретённый под воздействием внешних условий.
Реакция, вызванная этим инстинктом, может быть настолько сильна, что способна
вызвать необратимые физические и психические нарушения, не будь у психики
системы защиты. При пике возбуждения срабатывает механизм охранительного
торможения, человек перестает воспринимать окружающее как реальную
действительность. Если взглянуть в прошлое, то каждый вспомнит состояния: «как
во сне»; «не помню, как оказался»; «откуда силы взялись». Отключившись на пике
возбуждения, психика проявлялась в виде рефлекторных действий без осмысления
происходящего.
В начале обучения для управления психикой и её отключением следует
использовать два раздражителя: страх и ярость. Несмотря на свою непохожесть,
эти чувства вызывают сходные психические состояния. Крайне важно довести
психику до пика возбуждения, что, в свою очередь, позволяет перейти на
рефлекторный уровень восприятия действительности. Страх и ярость вызывают
стрессовые состояния, которые сами по себе негативны, т. к. могут вызвать
скованность и повышенные энергозатраты, поэтому в процессе обучения инструктор
должен наращивать количество спаррингов, что, в свою очередь, позволяет
накопить опыт управления психикой.
Для управления психикой можно использовать методику «минимизации
побудительного мотива». Приведу пример:допустим мой вес 95 кг, занимаюсь каратэ более
20 лет и достаточно агрессивный человек, сориентированный на атакующий стиль
поведения. Представим, что произошло столкновение в ограниченном пространстве
с агрессивно настроенным мужчиной около 150 кг и явно спортивной внешности. Что я буду
ощущать? Избежать поединка невозможно. Моя стереотипная агрессия
подсознательно ослабляется чувством самосохранения, поэтому привычный настрой
на «победу любой ценой» может вызвать внутреннее противоречие, а любое сомнение
в бою — губительно. Любая суперзадача (например, полная победа) вызывает
подсознательные противоречия, попытки оценки своих и чужих шансов на успех,
что недопустимо! Чтобы избежать этих негативных размышлений, следует
минимизировать стратегическую цель. Не победа, а, скажем, привычное, конкретное
техническое действие, в результативности которого я уверен. В моем случае это хук в подбородок. Учитывая большой прикладной опыт, подсознательно уверен в
успехе этого приема; и, если он пройдет, дальнейшие мои действия будут
подчинены динамике боя, и навряд ли я буду о чём-то размышлять, а значит, мои
действия будут носить рефлекторный характер.
Минимизация побудительного мотива целесообразна прежде всего в начале
поединка. Задача, стоящая перед бойцом, должна сводиться от абстрактной победы
к выполнению конкретного, хорошо знакомого, апробированного, технического
действия, это придаст спортсмену раскованность, что очень важно. Победа из
первичной задачи становится вторичной, это снижает негативную составляющую
чувства ответственности, нейтрализуя комплекс самооценки и преобразуя бойца в
«биомеханизм» по воплощению на практике предварительных наработок. Исходя из
этих психологических установок, утверждаю, что бойцу необходимо иметь коронные
удары и связки.
Победа в бою в большей мере зависит от правильно сформированной
мотивации. Психология бойца, способы самоуправления крайне важны как для
боевого использования, так и для спорта. Наиболее значительным материалом в
этой области является японский средневековый трактат «Хагакурэ», известный, как
«Бусидо», или «Путь воина». Он практически полностью посвящен психологической
подготовке бойца, что ещё раз подтверждает главенствующую роль психологии в
тренировочном процессе.